Чтобы поступить вольнослушателем в Академию
Художеств, Л. С. Баксту пришлось преодолеть сопротивление отца, мелкого
коммерсанта. Проучился он четыре года (1883-87), но разочаровался в
академической подготовке и покинул учебное заведение. Начал заниматься
живописью самостоятельно, изучал технику акварели, зарабатывая на жизнь
иллюстрированием детских книг и журналов.
В
1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним -
сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг.
он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в
поисках собственного стиля. Сблизившись с А. Н. Бенуа,
К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения "Мир искусства" (1898).
Известность
Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства". Он
продолжал заниматься и станковым искусством - исполнил отличные
графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), А. Белого
(1905) и 3. Н. Гиппиус (1906) и живописные портреты В. В. Розанова
(1901), С. П. Дягилева с няней (1906). Яростные споры критиков вызвала его картина "Ужин" (1902),
ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве.
Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина "Древний
ужас (Terror Antiquus)" (1906-08), в которой воплощена символистская
идея неотвратимости судьбы.
В
годы первой русской революции Бакст сотрудничал в сатирическом журнале
"Жупел", потом в журналах "Сатирикон", "Золотое руно", "Аполлон",
успешно занимался книжной графикой и декоративным искусством (оформлял
интерьеры, выставки). Но уже к концу 1900-х гг. ограничил себя работой
в театре, изредка делая исключения для графических портретов близких
ему людей, и вошел в историю именно как выдающийся театральный художник
эпохи модерна.
Дебютировал
в театре он еще в 1902 г., оформив пантомиму "Сердце маркизы". Затем
был поставлен балет "Фея кукол" (1903), имевший успех главным образом
благодаря его декорациям. Оформил еще несколько спектаклей, делал
отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в
знаменитом "Лебеде" М. М. Фокина (1907). Но по-настоящему талант Бакста
развернулся в балетных спектаклях "Русских сезонов", а затем "Русского
балета С. П. Дягилева". "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал"
(1910), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя"
и "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913) поражали
пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой
цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало
новой эпохе в балетной сценографии.
Имя
Бакста, ведущего художника "Русских сезонов", гремело наряду с именами
лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. На него сыпались
интересные заказы и от других театров.
Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину.
Это было связано не только с необходимостью постоянно находиться при
балетной труппе, но и с тем обстоятельством, что он, как еврей, не
имевший так называемого права на жительство, не мог оставаться надолго
в Петербурге. Правда, в 1914 г. он был избран членом АХ и получил такое
право, но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины. Он
продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П.
Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул
труппу. Он трудился неустанно, но уже не сумел создать ничего
принципиально нового. Смерть от отека легких настигла Бакста в пору его
славы, правда начинающей увядать, но все еще блистательной.
http://www.artsait.ru/art/b/bakst/main.htm
|