Каждый уже рождён. Интервью с Олегом Генисаретским
- Олег Игоревич, я предлагаю поговорить о формах существования родовых связей в современном российском обществе. -
Согласен, хотя сам предпочитаю говорить о родовых отношениях, родовом
сознании и памяти. Причём как о живых, присутствующих в живом
настоящем, «здесь» и «теперь».
- В сознании жителей
современной России, по-видимому, довольно часто существует разрыв этих
связей на уровне двух-трёх поколений в прошлое. Сильная эмоциональная
связь с родителями, также с поколением их родителей, а дальше – потеря
интереса и эмоциональной связи. Где-то в середине века прошлого
проходит какая-то черта, и предки ниже этой черты уже не интересны. -
На сужение круга родовых отношений, обеднение словаря родства
несомненно оказал влияние процесс урбанизации, массовые переселения,
оставление, а то и просто разрушение родовых гнёзд. И вот уже нет мест,
куда можно возвращаться. А древним слогом выражаясь, блудный сын –
окончательно заблудился, стал скитающимся невозвращенцем!
- Первична потеря возможности
вернуться? Сначала интерес к возможности восстановления, а потом
невозможность его гасит этот интерес? - Люди жили вместе в
поселениях, где родились и выросли, в знакомой с детства, обжитой
природной и архитектурной среде, с вплетёнными в неё соседскими и
родственными связями… и вынуждены были покинуть свой ближайший
жизненный мир. Вместе с ним утрачена и наглядная, чувственно-предметная
основа родовой памяти…
- Материальная основа памяти? -
Родовой дом, в доме стены, окна и двери, утварь всяческая, а по выходе
во двор сад-огород, ворота, улица, соседские постройки, деревья… К
примеру я жил с 1944 по 1954 год в 50 км от Москвы в Ногинске, б.
Богородске. Место в прошлом старообрядческое, крепкие, частные
домовладения, высокие глухие заборы... И вот прокатился по нему
советский «архитектурный гуманизм» 1960-х годов. Частные дома и заборы
снесли, построили девятиэтажные, в свободной планировке, а старые
деревья и большие кусты остались на своих местах , и по их расположению
на местности и по рисунку стволов явственно проступал в памяти город
моего отрочества, родных, соседей и друзей, и то, какая жизнь здесь
тогда протекала. Память места, проявляется видом этих живых существ –
деревьев.
- Но родовая связь – это же не пространственная связь? -
Она не пространственна, но всякая связь для сознания материализуется в
каких-то знаках. Это - образно-средовая составляющая родовой памяти.
- То есть в ХХ веке в ходе многих социальных потрясений эта среда была разрушена, и потому возник разрыв между поколениями? -
В значительной мере это усилило разрыв. Безусловно. Масштабы социальных
преобразований были огромны. Ну, скажем, в Тверской губернии из 12
тысяч деревень 11500 были целенаправленно стёрты с лица земли - как
«неперспективные». Дома сожжены, а земли перепаханы, в том числе
дорожная сеть. Во-первых, область потеряла рекреационный ресурс.
Во-вторых, разрушена память в виде вот этих, веками протоптанных,
накатанных путей. А ещё когда я в Ногинске, затем в Электростали
жил, то во вторую смену учился. А родители с утра уезжали на работу, а
вечером, когда я из школы приходил после всех этих общественных
нагрузок, они уже спали. И все жизненные циклы были устроены так, что
места и времени для предпринятия совместных семейных дел даже не
предусматривалось.
- А совместные семейные дела – часть инфраструктуры, о которой Вы говорите? -
Точнее, просто совместное времяпрепровождение. Вроде бы совсем простая
вещь, да? Вместе проводить время. Если это село или малый город, то
предопределены занятия натуральным хозяйством. Куда вместе? Картошку
копать или на базар. И надо упомянуть ещё один невероятно важный и
непосредственно не связанный с родовыми отношениями, но тоже повлиявший
на их ослабление фактор. Бабушки и дедушки, если кто их помнит – были
людьми, у которых понятия и навыков свободного времени вроде как и не
было. С утра и до ночи все непрерывно в работе. Там скотина, тут
огород, там печка, надо готовить, что-то зашить… И вот на XXI
съезда КПСС было заявлено, что уже «нынешнее поколение советских людей
будет жить при коммунизме». Мол, через 20 лет будут полностью
удовлетворены все потребности повседневной жизни. И поскольку в
магазинах будет много молока, не нужно будет иметь коров в частном
хозяйстве. Приусадебные участи пообрезали. А поскольку будут трактора,
не нужно иметь лошадей в деревне. Во Владимирской области их просто
всех перерубили топорами. А в городах, соответственно, размер
кухонь был сокращён до минимума, что только разогреть что-нибудь на
завтрак или перед сном. Потому что декларировалось, что в 500-метровой
доступности от места жительства человеку будут предоставлены все
повседневные услуги: от полуфабрикатов и готовой пищи до всяческого
бытового ремонта. И вслед за превращением кухни-столовой в закуток з
квартир исчезли кладовки. И по сути этот подход исключал из домашней
жизни совместную домашнюю занятость, оставляя взамен разве что
совместное сидение перед телевизором.
- Следовательно, этот разрыв
поколений возникает, когда население урбанизируется, «сползает»,
оказывается вдруг в индустриальной среде, где происходит рационализация
быта? - Важнее то, что это сервисная среда. Город, понятый
и сделанный как среда предоставления услуг, где чуть ли не все
потребности горожан удовлетворяется путем уже обращением к какой-то
системе обслуживания. Чаще всего вне круга «своих», «родных» и
«близких». Ну, а дальше уже ведь – школьники в школе, взрослые на
рабочих местах, как правило, в других районах, куда нужно переезжать и
откуда возвращаться. И какая уж тут рациональность, когда
час-полтора на работу и час–полтора обратно? Отсюда – атомизация и
анонимность городского образа жизни.
- Олег Игоревич,
так вот, можно ли, говоря о факторах разрыва поколений считать одним из
них – сознательный или полусознательный – отказ от родовых связей со
стороны, скажу это в скобках, простых людей. Мне кажется, 50-60е годы –
это время массовой потери интереса к продолжению родовой связи. -
Хорошо, примем такую версию. Но сколько поколений должно пройти, чтобы
такой тип безродного сознания закрепился? Платон считал, что пять. Ну,
по меньшей мере два – три. И вот ситуация в Советском Союзе: скопом
людей выселяют, и нужно уезжать, или они сами уезжают – сначала
учиться, потом по распределению на работу. В новом месте проблема жилья
решается с помощью общежития. Сначала общего, потом семейного типа, а
там, глядишь, годам к сорока ты получишь свою кровать как собственное
жильё. Ещё с 20-х годов в житейский обиход вошли коммуналки. Вот
ещё этот советский феномен, да? До того люди преимущественно жили
семьями в домах или квартирах. А тогда началось «уплотнение» и
«заселение», с ними возник советский коммунальный быт. Недаром сценарий
оперетты Шостаковича «Зойкина квартира» пришлось переписывать, когда её
ставили в Америке, –за пределами советской ойкумены такой общественный
способ организации частной жизни никому не понятен. Сейчас десятки
кинофильмов про те времена сняты. Когда целые поколения, даже не
одно и не два, вырастают и живут в коммунальных квартирах, у них
радикально трансформируется чувство дома. Представь себя, когда вокруг
столько людей, и ты с ними в такой тесной связи, когда происходит
борьба за время в ванной комнате по утрам, когда у каждой семьи
отдельный выключатель у двери туалета и свои сиденья для унитаза. И не
дай Бог кто-то что-то взял чужое! И как общий социальный эффект
всего этого – поражение в правах повседневности! Бытие человеческое,
низведённое до натужного изпошленного быта, несовместимого с
человеческим достоинством. Принуждение жить в отложенном «светлом
будущем», вечное «потом», а «не сейчас». Стоит ли удивляться, что на
заре Перестройки с экранов телевизоров зазвучало: «Нет-нет-нет, мы
хотим сегодня, нет-нет-нет, мы хотим сейчас!»? А потом, когда начали
получать отдельные квартиры, старую мебель просто выбрасывали, в том
числе –раритеты дореволюционного и советского быта, славянские шкафы и
тумбочки… Происходило очередное перетряхивание быта. И вот в третьем
поколении человек выучился в советской школе, где узнал, что «мы новая
историческая общность людей» и наш идеал – «социальная однородность»,
ну а всяким там «пережиткам прошлого», – вроде родовой памяти, «малой
родины», «любви к родному пепелищу» место осталось разве что на
исторической свалке…
- …Это как раз шестидесятые годы. -
Это и были те, кто уже не застал родовых гнёзд, пПервое поколение
советских людей, родившихся и выросших уже в новой советской городской
среде. Бабушка могла быть перевезена в город из деревни, она могла
что-то рассказывать. Но это ведь получаются уже сказки.
- И тогда история родовых связей восстанавливается через историю трансформации материальной среды, окружения? -
И так тоже: но не только. Само по себе возвращение в покинутые когда-то
родовые места, или приобретение не связанных с ними буквально
загородных домов, касается сначала восстановления традиционных видов
занятости, из которых может заново – далеко не сразу – прорасти родовое
сознание. Существуют и другие инструменты, они представлены в Интернете[1],
есть разнообразные периодические издания… Кто таким образом озаботился
своим родовым самопознанием, средства для этого найдёт! Сохраняются
также разнообразные исторические свидетельства. Был такой жанр
средневековой письменности: синодики, то бишь поминальные книги. Есть
монастырские синодики, есть аристократические генеалогии, а сохранились
несколько синодиков за пять-шесть поколений крестьянских. Ну, а как мы
знаем, в монастырский синодик зачитывают во время общих трапез
предполагается, что за записанными в синодиках именами, стоят жития или
житийные легенды… так что мы тут имеем дело не просто с ритуальной
рецитацией имён, но также с практикой родовой памятью сообщества.
Примерно тоже самое происходит с передачей личных Помянников «за
здравие и за упокой» на рядовой литургии, когда молитвы за твоих родных
и близких произносит священнослужитель, а не сам прихожанин. Другой
очень популярной в своё время практикой родовой памяти была семейная
фотография родственников на похоронах у гроба покойного. Когда его из
дома вынесли, в храм понесли: мы видим на ней венки, скорбящих
родственников и покойника. А ещё распространенный поныне жанр
свадебной фотографии, и во многих семьях бережно сохраняемые письма и
фотографии домашних. Вот только кто-то хранит бумаги, а кто-то не
хранит.
- Кто восстанавливает родовую историю и зачем, т.е. что может двигать человеком в этом случае? -
Человек – существо телесное, со всем на свете соотносящееся по масштабу
своего тела. И это тело – живое. Оно, как и всё живое, появляется на
свет Божий путём своего рождения, свадебного брачевания и, увы, по сю
пору смертное.
- Вот я родился. С родителями я связан, но что заставляет прослеживать… - Слово «заставляет» меня как-то смущает. Что значит «заставляет»?
- Мотивирует? Откуда это берётся? -
«Что заставляет?» – это вопрос учёного о причинно-следственной связи и
о неком механизме, который заставляет. Если ты будешь копать дальше,
придёшь к каким-то воспроизводственным процессам, к цельности и
непрерывности прижизненного существования, и, наконец, … к традиции. Радикальнее
других на эту тему высказался написавший свою гуманитарную генеалогию
свящ. Павел Флоренский. Он писал о том, что род свободен и своей
судьбой занят сам. Не только мы свободны по отношению к роду, но и он
по отношению к нам. И у него есть своя родовая задача, а именно:
выткать внутри себя святого, который затем, – в обратной перспективе
времени, – будет молиться о спасении всех в роду. Можно, конечно,
отнестись к этому воззрению как к чисто богословскому, и приняв его к
сведению, отложить в сторону. А по мне так в словах о. Павла выражена
важная гуманитано-достоверная мысль: о личностно-родовом горизонте
человеческого существования, несводимом к мысле/деятельностному, а уж
тем более к позитивистскому научно-технологическому горизонтам. Тебе,
как философу, больше скажу: личностно-родовому горизонту присуща своя
особенная рациональность. Но поскольку наша беседа для журнала всё же
не философский семинар, этим и ограничусь. Что касается Флоренского, то
в его текстах, особенно в «Философии культа» и «Письмах с Дальнего
Востока и Соловков», можно почерпнуть необычайно яркие свидетельства
его личносто-родового опыта, мимо которого пройти может только «ленивый
и нелюбознательный».
А теперь, возвращаясь к основному руслу
разговора, спросим себя: каким путём, из каких источников родовое
сознание транслировалось в повседневной культуре? Непременно лицом к
лицу, вместе друг с другом, через события сообщительности в сообществе,
т. е. в коммуникативных жанрах, которые сейчас назвали бы
этнокультурными или фольклорными. Через систему ритуалов, которыми
обустраивалось многое в жизни. И не только важнейшие события рождения,
свадьбы-женитьбы, похорон, но чуть ли не весь круг повседневной жизни.
Сейчас мы по большей части события родовой сообщительности изучаем «по
текстам», знакомимся с ними по сценическим и радийным реконструкциям. А
когда-то их соучастно пропевали, выплясывали… Точно так же как люди,
воцерковлённые с детства, просто помнят литургический канон наизусть, и
им нет нужды его изучать. Ну а тем, кто воцерквляется во взрослом
состоянии, либо повезёт пройти добротное оглашение, либо вынуждены
будут изучать, обсуждать, принимать решения, и, как мы сейчас,
прибегать к рефлексии. Впрочем, это стандартная ситуация в поведении
философа, гуманитария по отношению к исчезающим реальностям: в
отсутствие живого опыта восполнять его реконструкцией. И по текстам, –
если к ним относиться как к заведомо осмысленным, семантически
насыщенным и личностно, – мы многое способны узнать… и многому
научиться.
- И всё-таки: в чём состоит метафизика
рода? У Флоренского я не очень различаю, где он говорит как мыслитель,
а где создаёт красивую поэтическую метафору. - Так ведь
символ и метафора – суть традиции как таковой. А поэтическая речь
метафизически сильнее философско-логизированного языка. Одно из
самых сильных моих московских впечатлений последних лет – панихида по
Владимиру Бибихину. Отпевали его у Николы в Хамовниках, и пришло
человек шестьдесят. Ближайшие родственники, друзья, слушатели его
лекций, коллеги, в большинстве своем воцерквившиеся за прошедшие 20-30
лет. Поэтому в чём их общий опыт? Ближе к выносу гроба из храма все
пели многократное «Со святыми упокой», пока все не подошли и,
поцеловав, не попрощались с усопшим. И так минут двадцать, кажется. А
как умолкли, в храме повисла какая-то неведомо светлая тишина,
таинственная. И теплота соприсутствия. Произошло духовное событие.
Пора бы уже и выносить, а мы всё стояли, не сходя с мест… в чистом виде
событие духовного соприсутствия. Если спросишь, почему оно относится
к личностно-родовому горизонту, отвечу: так мы в литургическом
предстоянии поименованы «народом Божьим» и «царственным священством», и
тем, и другим прозванием смиряясь, но не смущаясь!
- Есть родовое сознание, родовые отношения… А вот как все это, собственно, словами назвать? - А чем тебя слово «род» не устраивает?
- Слово-то удовлетворяет, но об этом надо же ещё и говорить. - Думать? Рассуждать? А что, как не это, мы пытаемся делать с тобою сейчас? Ну,
смотри: человек, семья, поколение и этническая диаспора, народ как
целое – сущности разномасштабные, разными способами социализированные,
разнящиеся смысло- и энергоёмкостью. Для именования их «в целом» можно
ограничиться словосочетания с прилагательным «родовые», а можно,
вспомнив, что genos – это род, назвать их метагендерными, суть дела от
этого мало изменится.
- Мне кажется, что гендерные исследования построены на отрицании родовых отношений. -
Это с какой же стати? Разве женско-мужские отношения, по крайней мере,
иногда, не заканчиваются деторождением? А при предохранении от
беременности или прерывании её не это ли имеется в виду? Поэтому они
так или иначе всё равно родовые –вопрос масштаба.
- А в больших масштабах цельность рода как проявляется? -
Как народ, но не в смысле нации, т. е. гражданского сообщества, а в
смысле этноса, этнической общности. Кстати, одно из этимологических
значений слова «народ» можно почувствовать, сравнив его со словом
«надой»: народ –те, кто, народившись, стали народо-населением (страны,
региона, города…). Этим пониманием слов «народ», «народность» мы,
кажется, обязаны немецким романтикам.
- Народ в романтическом смысле
– это родственники? Но ведь, Олег Игоревич, в таком народе не может
быть конфликтов, это единое целое. - Почему не может?
«Генос», как мы знаем, имеет тот же корень, как и слово «агон», то есть
соревнование, борьба, даже война. Корневая, так сказать семантическая
единица, у них общая. И это прекрасно знали авторы, исполнители и
зрители античных трагедий.
- Всё-таки род предполагает
какое-то такое единство. Мне так кажется, по звуку этого слова. А
«семья» – преемственность. И разрыв преемственности её гробит. - Если не происходит резкого отрыва детей от слаженного мира родителей, и обеспечено плавное отделение их от себя. Мы
же знаем, что мы смертны, и в этом смысле род – прерывен, это
дискретный процесс. Каждый из нас рождается и умирает, а роды движутся
вместе со временем, и в этом проявляется ритуальная сторона
личностно-родового процесса – не без трагизма. Именно в ритуальности
сплетается и проявляется дискретное и непрерывное. Сценарии семейно,
родственного поведения, – благоприятного или неблагоприятного, –
устойчиво транслируются из поколения в поколение. И в семейной терапии
считается, что выйти из-под власти их возможно, только если они
осознаны. Читайте Эрика Бёрна. Но в любом случае речь идёт о
структуре времени, о хронодинамике и средовом опросредовании, в том
числе и в первую очередь о нашей телесной включенности в эту природную
среду. Синхронизируются биоритмы, а они и есть – природные ритмы. Ну,
исходя из самого простого: утро, день, вечер, ночь, и весна, лето,
осень, зима (солнечные ритмы), а еще и лунные …и пошло-поехало.
- И следовательно, есть некая
связь с природной цикличностью, род существует в природных циклах? И
когда некий представитель рода оказывается в городской среде, где эти
циклы на него не действуют или действуют ослабленно… - Они
не могут не действовать! Они действуют, просто немного по-другому. Вот
есть известный эксперимент: когда людей полностью изолировали от среды
их жизни, и предлагали им выбрать длину суток, одни выбирали сутки
длиной в 25 час. в среднем, но были и такие, кто выбирал 48 час. Т.е.
из-за городского темпа произошло какое-то перепрограммирование
временных расписаний поведения. Когда выбирают «25 час.», значит,
одного часа времени нам по жизни не хватает, утрачена естественная
цельность, завершённость дня. Что это вдруг? Это результат принуждения
к городскому образу жизни.
- И значит, оно как-то влияет на семантику родовых связей, потому что нарушает эту цикличность. -
Ну, во всяком случае, с ними что-то происходит. Как С. С. Хоружий любит
выражаться, «человек тронулся». Не в смысле «крыша поехала». Здесь речь
идёт о признаках какой-то, пока не очень понятной, трансформации
интимного, «внутреннего» и «глубокого» в нас. Другой стороной этой
трансформации является всё более заметное расщепление интимной,
приватной и публичной частей нашей личной жизни, что говорит также о её
ресоциализации, социальные последствия которой также пока не вполне
ясны. Эволюционисты сказали бы, что эволюционные процессы
перестраиваются во благо к выживанию, а клиницисты сказали бы, что –
нет, отсюда все сердечно-сосудистые заболевания…
- Эта
перестройка не обязательно губительна для родовых отношений? Дошедшие
из доиндустриальной эпохи, они могут адаптироваться? - В иной постановке это вопрос: каковы же шансы на то, что род человеческий выживет? Вообще-то
родовые отношения, память и сознание пришли не из ближайшей
предшественницы индустриальной эпохи, а из куда более древних времён,
из донеолитической и вообще из дочеловеческой эпохи. Индустриальной
цивилизации около 500 лет, неолитической революции больше 10 тыс. … По
крайней мере, по всем доступным источникам, мы в прошлом застаём
символические структуры родства уже в готовом виде. Вот то, что
называется «архаикой», что сегодня семиотики описывают в терминах
мифо-поэтической и ритуально-драматической) модели мира. Чтобы думать о
родах, о структурах родства с этим пластом гуманитарной словесности
нужно быть по меньшей мере знакомым. Да и современный мегаполис – не
последняя историческая инстанция. И недаром все-таки говорят о мире как
«большой деревне». Или, к примеру, какое будущее обещает проект
клонирования человека? Этакое общество, в котором уже нетет ни отцов,
ни матерей, ни братьев, ни сестёр, когда все – клоны одного или
нескольких прототипов. Когда родовых отношений нет, а живое – есть. Но
человеки не рождаются друг от друга. Весь символизм культуры, так или
иначе связанный с семейными отношениямирушится в такой системе. Выжило
ли бы такое человечество? Пока ещё клоны просто не выживают. А дальше?
Ну так ведь далеко не все на такое развитие согласятся, и тогда будет
уже не классовая, а гендерная война... И ещё меня волнует вопрос: есть ли у этничности своё собственное будущее в том мире, в котором мы хотели бы жить?
- Но Вы определяете здесь этничность существенно иначе, чем большинство социологов. -
Ну и Бог с ними, они ведь социологи, а этничность сама по себе не есть
социальная реальность, хотя сегодня, после 200 лет «бесстыдного
социологизирования», как выразился Т. Манн, мы привычно имеем дело с
социализированной этничностью и глядя на нее сквозь социологическую
рамку, видим только социальные объекты. Этничность же – явь другого,
личностно-родового сознания, неотрывного от нашей «первой природы». Впрочем, у нас с тобой сейчас не тот разговор, чтобы плутать в лесу методологических вопросов.
- Возможно ли наблюдение и описание проявлений родового как некоего факта природы? -
Сколь угодно. Представители живого родового сознания и бытия дают нам
некие свидетельства, а дальше мы их наблюдаем и описываем, разыгрываем
сценически, озвучиваем музыкально, выплясываем хореографически… если
это делает исследователь-гуманитарий, или философ, он наблюдает всё это
как факты сознавания, самопонимания, сравнивает и перепроверяет их…
-
Вот что меня поражает в таком случае. Момента путешествия, вхождения в
«другое», нет. Каждый находится в этом пространстве по факту рождения.
И что ещё можно делать с такой причастностью к роду? - Надо
пробовать думать, говорить и писать об этом, я бы так ответил. Мы тут
имеем дело с некогнитивными, «непомышляемыми» горизонтами жизни, такими
как сны, видения, голоса, ощущения и аффекты разного рода, и относимся
к ним как к материалу для наблюдения и описания, не превращая их в
целенаправленные, рациональные действия, сохраняя их естественность и
подлинность. Вот, к примеру, Гуссерль начинал свой путь в философии
с того, что законы арифметики равно обязательны и для обезьяны, и для
человека (а потом оказалось – и для вычислительных машин), а ближе к
концу заговорил о «жизненных мирах». Я думаю, тут не обошлось без
вызова родового сознания проступившего благодаря известным политическим
обстоятельствам Германии 1920-30-х годов. И считаю, что на этот вызов
до сих пор не только не найдено окончательного ответа, но что ещё хуже,
сам вызов этот не признан в своей исторической серьёзности. И
происходит только затыкание дыр с помощью политических запретов на
«разжигание ненависти».
- Получается, что современные
политические институты и механизмы управления общественной жизнью не
состоянии отвечать на вызовы родового сознания… - Да,
покуда эти институты и механизмы не имеют сильной этнокультурной,
этносоциальной, этнополитической, гуманитаристики. Необходима искусная,
на высшем уровне развитая гуманитарная работа. А пока
социально-гуманитарная компетентность их близка к нулю. Так что чего-чего, а работы у нас невпроворот! На этом можно было бы и закончить этот наш разговор, да хочется обозначить тему для следующего: Есть
потребность в доверии. Без первичного доверия вообще социальности не
существует. Кому-то в той или иной степени приходится доверяться в этом
мире. Первичное доверие, именно оно это и является потом залогом
более-менее успешной, счастливой жизни. Знать, чтобы верить, – значит
хранить верность. Это дело чести, а не вкуса. Открытая
сообщительность, доверительные встречи. И начать ходить в гости друг к
другу, как недавно подхватил эту тему Роман Спектор, чтобы выслушивать,
смотреть, вместе есть и пить… Искать, что и кто может свидетельствовать. А не подглядывать и не судить из-за угла!
|